В программе курса мы соприкоснёмся с основами самого загадочного и интеллектуального искусства второй половины двадцатого века в нашей стране.
Искусство, которое всколыхнуло самые главные аукционные дома начала девяностых годов, после падения железного занавеса. Забавно, что изначально концептуальные произведения не подлежали продаже, они были исключены из коммерческого поля, потому что продавать, в сущности, нечего — нет мастерства исполнения и техники ремесла. Это искусство про то, как искусство встроено в жизнь, а жизнь — в искусство.
Художники этого периода впоследствии станут всемирно известны, но во времена своего становления они будут в абсолютном андеграунде искусству того времени.
Главный тезис — «искусство — это сила идеи, а не материала». Концептуальным объектом может стать любой предмет, с документацией о предмете: описание экспоната меняется местами с экспонатом.
Неофициальное искусство дало свои ростки по причине вторичности в прежней картине мира, которую транслировало традиционное искусство.
Мировая история искусств приравнивает по своей важности явление “Советского Андеграунда” второй половины двадцатого века, к Авангарду и Русской иконе.
Для художников андеграунда сама необходимость личного присутствия автора в произведении оказывается скомпрометированной. Личное присутствие — это знак узнаваемости, любое слово от первого лица, и все это интерпретируется как претензия на внимание. Влияние в утверждении: автор создал спектр концептов, создав нечто такое, чего в мире не было ещё. И такое властное посягательство отрицается, подвергается иронии, свободно в трансформации. Потому что исходный тезис состоит в том, что все в мире уже было, все сказано и произнесено, и теперь время разбираться с этим сказанным, как с фрагментами мозаики, на которую распалась прежняя целостность.
На курсе мы выясним как разбирать и определять основы нашего неофициального искусства, его особенности, границы и контексты.