Кафедра теории современного искусства
Наше неофициальное искусство
В программе курса мы соприкоснёмся с основами самого загадочного и интеллектуального искусства второй половины двадцатого века в нашей стране.
Искусство, которое всколыхнуло самые главные аукционные дома начала девяностых годов, после падения железного занавеса. Забавно, что изначально концептуальные произведения не подлежали продаже, они были исключены из коммерческого поля, потому что продавать, в сущности, нечего — нет мастерства исполнения и техники ремесла. Это искусство про то, как искусство встроено в жизнь, а жизнь — в искусство.

Художники этого периода впоследствии станут всемирно известны, но во времена своего становления они будут в абсолютном андеграунде искусству того времени.
Главный тезис — «искусство — это сила идеи, а не материала». Концептуальным объектом может стать любой предмет, с документацией о предмете: описание экспоната меняется местами с экспонатом.
Неофициальное искусство дало свои ростки по причине вторичности в прежней картине мира, которую транслировало традиционное искусство.
Мировая история искусств приравнивает по своей важности явление “Советского Андеграунда” второй половины двадцатого века, к Авангарду и Русской иконе.
Для художников андеграунда сама необходимость личного присутствия автора в произведении оказывается скомпрометированной. Личное присутствие — это знак узнаваемости, любое слово от первого лица, и все это интерпретируется как претензия на внимание. Влияние в утверждении: автор создал спектр концептов, создав нечто такое, чего в мире не было ещё. И такое властное посягательство отрицается, подвергается иронии, свободно в трансформации. Потому что исходный тезис состоит в том, что все в мире уже было, все сказано и произнесено, и теперь время разбираться с этим сказанным, как с фрагментами мозаики, на которую распалась прежняя целостность.

На курсе мы выясним как разбирать и определять основы нашего неофициального искусства, его особенности, границы и контексты.

Задачи курса

Получить теоретический инструментарий, который позволит без труда ориентироваться в нашем неофициальном искусстве
Развить концептуальную базу знаний и изучить виды стратегий мышления художников этого периода
Получить крепкий фундамент понимания развития современного искусства в современной России

Сергей Дорохов
Художник, куратор, преподаватель
О преподавателе
Художник: участник проекта номинанта в категории «Проект года» премии Инновация 2021. Участник проекта номинанта Московской Арт Премии 2021, в категории Проект Года.
Участник ведущих ярмарок современного искусства. Работы Сергея Дорохова находятся в частных коллекциях России, Европы и Азии.
Куратор: участник рабочей группы по созданию проектов a-s-t-r-a gallery, до 2022 года. Куратор проекта ВЫПУСК 23 (Зарядье). Главный куратор IV Московской Арт Премии 2023.
Преподаватель и исследователь новых течений современного искусства.

Образование:
МГАХИ им. В.И. Сурикова
Институт БАЗА на Винзаводе
  • Комплект для ведения записей (электронных или рукописных).
Расписание
1 раз в неделю
19:00 - 20:00